Новости
Щаповские чтения
Биография
Библиография
Теории А.П. Щапова
Фотографии
Музей
Гостевая книга
Пресса
Проверь себя

Щаповским чтениям - быть!
Свеча на ветру
"Свято завещаю честным людям..." А.П. ЩАПОВ
Щедрый талант. (памяти А.П. Щапова)
Истинный творец истории
Помянем добрым словом
История России - история народа



Щаповским чтениям - быть!

В Дни духовности и культуры "Сияние России" организовано включились историки Иркутска. Многолетние научные исследования привели профессора, доктора исторических наук Александра Маджарова к убеждению: в Иркутске нужно создать центр изучения трудов русских историков имени А.П. Щапова. Наш земляк, родившийся в Анге, окончивший Иркутскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, писал глубокие и оригинальные научные работы по истории и о перспективах России. Он был убежден, что государственная политика должна исходить из нужд и чаяний народов, проживающих в различных регионах страны. Областное народничество, не революционное, а нравственное и экономическое, с целью просвещения и образования широких масс, населяющих Сибирь, - вот его идея. Как это близко к проблемам сегодняшнего дня!
Поэтому есть все основания считать первые Щаповские чтения началом традиции. Научно-практическая конференция, подготовленная профессорами Иркутского государственного университета, прошла 10 октября в зале гимназии № 2 и носила статус всероссийской, поскольку свои доклады прислали ученые из разных городов страны. В библиотеке гимназии открыта экспозиция будущего музея А. Щапова.
Здесь большой портрет Афанасия Прокопьевича и прекрасно выполненные цветные копии его рукописей, подаренные школьному музею сотрудниками государственного архива Иркутской области.
Благотворным стало тесное сотрудничество коллектива гимназии с историческим факультетом ИГУ, с профессорами А. Маджаровым, А. Дуловым, В. Казариным. И не случайно здесь, в библиотеке, на фоне портрета и автографов историка А. Щапова прошла презентация книги, составленной и прокомментированной А. Маджаровым, - "Избранное". Десять самых ярких произведений писателя-учёного А. Щапова составили её содержание.*-

Татьяна Ковальская,
"Восточно-Сибирская правда", 13.10.2001

Свеча на ветру

Действительно, не зная своего прошлого, прошлого своего Отечества, мы не видим и будущего, поскольку нам тогда просто не на что опереться. И это так же очевидно как то, что дерево тем выше простирается ввысь, чем глубже в землю уходят его корни. Ибо прошедшее - это фундамент для будущего. А настоящее - лишь некая тонкая прослойка между уже осуществленным и осуществляемым процессами жизни…
В конце марта исполнилось 125 лет - век и еще четверть века - со дня смерти А.П. Щапова, историка, этнографа, теоретика образования, который сам себя скромно именовал - литератор.
Из 45 лет, отпущенных ему для земной жизни, четверть века он прожил в Иркутске, родившись в 1831 году в селе Анга., что под Качугом (там же, кстати, где и Святитель Иннокентий, впоследствии ставший митрополитом Московским), в семье пономаря. И первые слова, которые произнес мальчик - нареченный Афанасием, что по-гречески означает "Бессмертный", - были такими: "Мама, научи меня Богу молиться…"
-Делай добро. Добро и будет, - ответила ему мать.
И судя по делам Щапова, он всю свою жизнь, словно бы пытался исполнить именно этот завет своей матушки. И, как водится у нас на Руси, всю жизнь его сопровождали две верных подруги, - как любого таланта, не желающего мириться с существующими обстоятельствами, - нищета и одиночество.
Правда, блеснул на его небосклоне радостный лучик семейного счастья, женитьба на "достойной женщине", но быстро угас. "После продолжительной болезни" жена Афанасия Прокопьевича умерла и была похоронена на Знаменской горе (на Знаменском кладбище одноименного храма). Где, по завещанию Щапова - "рядом с моей дорогой женою", был в 1876 году похоронен и он, умерший, как свидетельствует метрическая запись: "Без исповедания и причастия", в долгах, забытый всеми.
Но уже через 10 лет после его смерти, словно опамятовавшись, его современники ставят ему памятник, сооруженный на добровольные пожертвования горожан, при непосредственном участии городского головы В.П. Сукачева, основателя Художественного музея в Иркутске.
Вот как об этом скромном памятнике и скромном человеке сказал поэт:
Его съели, как сахар ,вприкуску.
Не оплакал его никто.
И на холмике возле Иркутска,
Нету , кроме креста, ничего.
Действительно, на каменном постаменте стоит каменный же крест. И в день памяти Щапова к этому кресту, как принято говорить "общественность города, официальные лица", а также школьники 73-й школы, шефствующие над монументом, и гимназии №2 возложили цветы.
А кто-то поставил к гранитному памятнику и восковую свечу, и ее почти незаметное пламя трепал веселый мартовский ветер.
И я, глядя на эту одинокую свечу на ветру, вспомнил слово другого поэта - Арсения Тарковского.
Я свеча. Я сгорел на ветру.
Соберите мой воск поутру…
И я подумал о том, что, в сущности, все собравшиеся у памятника этим и занимаются, кто в большей, кто в меньшей степени.
Ведь в первый год нового тысячелетия под редакторством профессора Иркутского государственного университета, историка А.С. Маджарова, вышла книга произведений Щапова, о необходимости которой Александр Станиславович говорил уже очень давно.
А в гимназии №2 (директор Н.Н.Абаринов) открылся прообраз музея Афанасия Щапова, где в числе прочих экспонатов будет и эта книга третьего тысячелетья, написанная, как бы, о временах минувших, но на самом-то деле о процессах теперешних, которые очень схожи со "смутным" и послесмутным временем России. И где наглядно показано, что наша родина была не раз уже, увы, распята.
Наступит ли ее воскресение? - это вопрос. Причем, отнюдь не исторический и не риторический, а зависящий от каждого из нас.


Владимир Максимов,
"Иркутская электричка", №12,7 апреля 2001г.


"СВЯТО ЗАВЕЩАЮ ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ..." А.П. ЩАПОВ

В Иркутске начались мероприятия, посвященные юбилейному году Афанасия Щапова. Инициатором празднования юбилейного года стал иркутский историк, доктор исторических наук, профессор Иркутского Государственного Университета Александр Маджаров. Он рассказал о русском историке и о том, как в Иркутске будут праздновать юбилей земляка-историка.
Афанасий Шапов родился в октябре 1831 года в деревне Анга Иркутской губернии в семье дъячка Ангинской церкви. Его мать была по национальности буряткой, принявшей христианскую веру. Семья была не очень обеспеченной. Как и многие в то время, Щаповы держали наемного работника, но достатка в полном смысле этого слова у них не было.
Когда Афанасий учился в бурсе в Иркутске, отец писал ему: "денег послать не можем, сами концы с концами сводим". В бурсу принимали детей из бедных семей за казенный счет. Учебников не давали, а за не выученные уроки секли нещадно.
Щапов уже тогда выделялся среди других учеников. За успехи в учебе ему в виде исключения выделили книги. После окончания иркутской семинарии, он продолжил свое образование в Казанской духовной академии, затем преподавал русскую историю в Казанской духовной академии и в Казанском университете. Карьера молодого преподавателя складывалась вполне успешно.
Но наступил 1861 год - год отмены крепостного права. Александр второй подписал "Положения" и Манифест об "освобождении" крестьян от крепостной зависимости. В народе эти документы были восприняты враждебно. Согласно этому положению лучшие земли переходили в руки помещиков. Не такой воли ожидали крестьяне. Волнения усилились. Особенно крупное выступление крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии. Около 100 человек было убито солдатами, многие ранены.
Щапов был шокирован жестокой расправой и один из немногих преподавателей Казанского университета вступился за "невинно убиенных". Известна его речь на панихиде по расстрелянным крестьянам: "Вы первые нарушили сон, разрушили наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Эта земля воззовет к восстанию и свободе: Да здравствует демократическая Конституция!" - за такие слова Щапов был навсегда отлучен от преподавания. Его вызвали в Петербург, где он прожил несколько лет, а затем в 1864 году препроводили в Сибирь.
В Иркутске, в положении "невыездного" прошли последние годы его жизни.
До конца жизни у Афанасия Щапова были трогательные, нежные отношения с женой Ольгой Ивановной, урожденной Жемчуговой. Она была его ангелом-хранителем. Дочь бедного учителя семинарии, рано оставшись без родителей воспитывалась в семье своего дяди. Прекрасно владела французким языком, очень любила читать, давала частные уроки.
Афанасий и Ольга встретились в Петербурге. И не расставались всю жизнь. Она поехала с ним в Иркутск, еще не будучи женой. Поселились Щаповы на улице Почтамтской - ныне Степана Разина. Вскоре они обвенчались, но детей у них не было.
Ольга Ивановна умерла в марте 1874 года на руках у мужа. Последние ее слова были "Прости, Шоня". В своем завещании Щапов просил похоронить его на Знаменской горе. "Умоляю и завещаю похоронить тут рядом с женой, а не где-нибудь. Схоронить меня без обрядов и церемоний, только без всякого затруднения и стеснения честных ближних... Завещаю все мои бумаги и книги Сибирскому отделу географического общества. Свято завещаю честным людям издать все мои сочинения и деньги употребить на уплату долгов, простирающихся до 1,5 тысяч рублей, и на учреждении стипендии во имя покойной моей жены Ольги Щаповой. Литератор А.П.Щапов".
Он написал это через 5 дней после похорон жены. А без нее не прожил и двух лет. Умер один, в нищете. В старом сарайчике, служившем ему домом, было только обручальное кольцо, как память о любимой жене и старый самовар.
Спустя 10 лет на его могиле поставили памятник, сооруженный на добровольные пожертвования горожан, при непосредственном участии городского головы В. П. Сукачева.
XIX век в истории России был особенным. Своеобразно и творчество Афанасия Щапова. "Полурусский, полубурят он все время учил и учился "Жить стремился - друзья говорят", как писал о нем в своих стихах Евгений Евтушенко. Себя считал родственником раскольника, но сам раскольником не был. Всю жизнь учился в духовных школах, но стремился к светской науке, создал для себя идеальный мир, лучшее будущее, а сам ходил по грешной земле.
Труды Афанасия Щапова всегда созвучны времени. Не случайно, интерес к его творчеству повышается именно в годы "смуты". Его труды были изданы в годы первой русской революции, издавались после Великой октябрьской, и, наконец, в наше такое неопределенное, "смутное" время. Недавно в Иркутске была выпущена новая книга "Щапов А.П.Избранное", в которой переиздаются сочинения, увидевшие свет в 1860-1863 гг.
В детстве, роясь в хламе отцовский книг, он нашел книги об исправлении патриархом Никоном старых церковных книг. Еще в детстве он заинтересовался таким явлением русского общества, как религиозный раскол русской православной церкви в XVII веке. Его работы по истории староверия стали классикой российской историографии. Он впервые объяснил причины возникновения и развития раскола русского общества и показал наличие в расколе глубоких социальных корней. "Я думаю, что предок мой переселен за упорство раскольничьих убеждений", - писал он в своих письмах.
Афанасий Щапов, исследователь философского ума, создал оригинальную концепцию истории России. Он написал "Историю", охватив "панорамным зрением" всю русскую землю и все ее прошлое от начала и до конца. Его труды оказали влияние на сибирских областников, хотя Щапов областником в узком смысле этого слова не был. Он дал новую периодизацию развития страны, раскрыл процесс формирования России как федерации областей, тесно связывая федерализм с демократией. Опираясь на опыт истории, Щапов показал, что государство, основанное только на централизме не может быть устойчивым, это чревато смутой. Разве эти положения Щапова не актуальны и в наши дни? Еще задолго до современного экологического кризиса, он сумел понять пагубность потребительского отношения к природе, доказывал, что уже в XVII веке хищническое отношение к окружающей среде в России приводило к истощению естественных основ "народной экономии.
Сейчас мало кто знает о том, что именно Афанасий Щапов был едва ли не первым, кто не только осознал необходимость создания сибирского университета именно в Иркутске, но и предпринял для этого практические шаги. Еще 16 мая 1861 года, почти за 60 лет до открытия Иркутского госуниверситета, писал русскому царю Александру второму "о крайней необходимости университета в Иркутске". Он предлагал царю программу развития народного образования в России и в Сибири.
Афанасий Щапов стоял у истоков современных краеведческих исследований - изучения истории, экономики, этнографии российской провинции вообще, Сибири и Иркутской губернии, в особенности. Он представил общественности программу краеведческих исследований, многое сделал для ее реализации. Историк внес заметный вклада научную деятельность Сибирского отдела географического общества.
Афанасия Щапова высоко ценили, хотя и не во всем с ним соглашались, люди разных взглядов, историки и общественные деятели России С.М. Соловьев, К.Н. Бестужев-Рюмин, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, В.О. Ключевский, Г.В. Плеханов, М.Н. Покровский, М.В. Нечкина, известные сибирские историки М.А. Гудошников, Ф.А. Кудрявцев, М.К. Азадовскийи другие.
В Иркутске планируется открыть муниципальный музей Щапова. А пока в гимназии N2 решено создать музей в одном из классов. В октябре этого года состоится международная конференция "Первые Щаповские чтения", на которую приглашены ученые из разных городов России, Москвы, Санкт-Петербурга, из городов ближнего и дальнего зарубежья.


Анжелика Мешкова
"Губернские Вести" 27.03 - 1.04 2001

Щедрый талант. (памяти А.П. Щапова)

В марте исполнилось 125 лет со дня смерти Афанасия Прокопьевича Щапова - выдающегося историка России, этнографа, теоретика образования, лектора и общественного деятеля, имя которого вошло в университетские учебники по отечественной истории, живёт в новейшей научной литературе.
Он родился в Анге Иркутской губернии (кстати, это родина Московского митрополита Иннокентия - И.Е.Попова-Вениаминова), учился в бурсе и духовной семинарии в Иркутске (1839-1852), в Казанской духовной академии и Казанском университете (1852-1861)
После известной речи на панихиде по крестьянам, расстрелянным в Бездне (1861), А.П. Щапов был навсегда отлучен от преподавания.
На родине, в Иркутске в положении "не выездного" в центральные города России прошли годы его жизни (1864-1876), здесь он умер на 45-м году жизни.
А.П. Щапов был похоронен на Знаменской горе (Знаменское кладбище), а спустя 10 лет, 19 августа 1886 года, на его могиле поставили памятник, сооруженный на добровольные пожертвования горожан, при непосредственном участии городского головы В.П.Сукачева.
Имя историка - хранителя общественной памяти было хорошо известно в XIX веке. О А.П. Щапове узнали в России в момент выхода в Казани его первой крупной монографии (1859).
С тех пор и вплоть до наших дней интерес к его личности и творчеству не иссякал, о чём свидетельствуют московские, петербургские и др. издания последних лет. А.П. Щапов высоко ценил, хотя подчас и не во всём с ним соглашаясь, что вполне естественно, люди разных взглядов, историки и общественные деятели России С.М. Соловьёв, К.Н. Бестужев-Рюмин, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, В.О. Ключевский, Г.В. Плеханов, М.Н. Покровский, М.В. Нечкина, известные сибирские историки М.А. Гудошников, Ф.А. Кудрявцев, литературовед и историк М.К. Азадовский и др., изучали за рубежом.
XIX век во многом был иным, не похожим на наше время. Своеобразно и творчество А.П. Щапова. Его язык рождён особым видением мира, навеянным русскими летописями и актами. Он пишет "Историю", используя свой исторический масштаб. Подобно мастерам - творцам миниатюр Лицевого свода XVI в., охватывает всю русскую землю и все её прошлое сразу от начала до "конца", "панорамным зрением" (Д.С. Лихачёв) в его существенных чертах и делах в цельной картине мира. Главными событиями русской истории у него являются "смута" - "одна из самых драматических эпох новейшей истории" (А.С. Пушкин) и "раскол". Её главным героем - народ, значимым историческим периодом - столетие, а уже потом десятилетия и годы, главной ценностью - свобода. "Время народа" - крестьянства, живущего природными ритмами, растворяет быстротечное, почти невесомое в общей массе "время человека". И при этом А.П. Щапов конкретен, противостоит энтропии народного духа, вписывает фрагменты документов в систему, аккумулируя духовную энергию народа, рассеянную в источниках.
Щедрый талант учёного, масштабность личности, озарившей большое и малое, готовность к жертве ради идеалов правды, справедливости позволили А.П. Щапову стать одним из ведущих историков России XIX в. и единственным, не считая Н.А. Полевого, выходцем из Сибири, сумевшем подняться на всероссийский уровень, выйти в своём творчестве за рамки отдельных вопросов отечественной истории. Исследователь философского склада ума создал оригинальную концепцию России, влияние которой испытали многие ученые, публицисты, общественные деятели, в том числе сибирские публицисты.
Истины ради необходимо заметить, что, оказав мощное идейное влияние на сибирских областников (его труды являлись одним из теоретических источников их построений), А.П. Щапов областником в узком смысле слова не был.
Он дал новую периодизацию развития страны, раскрыл процесс формирования России как федерации областей, интерпретировал русскую историю как народную колонизацию (освоение) территории, тесно связывая федерации с демократией. Опираясь на опыт истории, А.П. Щапов показал, что государство, построенное без учёта этих особенностей; основанное только на централизме, не может быть устойчивым, чревато смутой.
Задолго до современного экологического кризиса он сумел понять пагубность потребительского отношения к природе, доказывал, что хищническое отношение к окружающей среде в России уже в XVII в. приводило к истощению естественных основ "народной экономики", предостерегал современников и потомков от продолжения бездумного её покорения.
А.П. Щапов впервые объяснил причины возникновения и развития масштабного раскола русского общества - религиозного раскола русской православной церкви (XVII в.). Он вышел за рамки известных доводов схоластики, вписав явление в широкий исторический контекст, показал наличие в расколе глубоких социальных корней. Его работы по истории староверия вошли в историографию, стали крупной вехой в осмыслении этого явления, не потеряли своего научного значения до сих пор. А.П. Щапов стоял у истоков современных краеведческих исследований - изучения истории, экономики, этнографии российской провинции вообще, Сибири и Иркутской губернии в особенности. Он представил общественности программу краеведческих исследований, многое сделал для её реализации.
Препровожденный из Петербурга в Иркутск в 1864 году, историк внёс заметный вклад в научную деятельность Сибирского отдела географического общества - в изучение истории народа с естественнонаучной точки зрения. Его исследования этого времени получили высокую оценку современников - учёных XIX в. и потомков.
В наши дни каждый, кто знаком с историей высшего образования в Иркутске, понимает, какую роль в этом развитии сыграл и продолжает играть Иркутский государственный университет. Но мало кто знает о том, что именно А.П. Щапов был едва ли не первым, кто не только осознал необходимость создания сибирского университета именно в Иркутске, но и предпринял практические шаги в этой области. Ещё 16 мая 1861 года, почти за 60 лет до открытия Иркутского госуниверситета, он писал Александру II "о крайней необходимости университета в Иркутске", неоднократно возвращался к этой теме и позже.


Маджаров А.С.,
"Восточно-Сибирская правда", 17.03.2001Г.


Культура: Вести. Проблемы. Судьбы.

Истинный творец истории

Минувшей осенью программа Дней духовности и культуры "Сияние России" в Иркутске пополнилась во всех смыслах историческим направлением, которое называется в соответствии с русской традицией - "чтениями". На этот раз - "Щаповские чтения".
О том, что наш земляк Афанасий Прокопьевич Щапов был выдающимся историком, знает, пожалуй, каждый, кто слышал его имя, потому что вне исторического контекста оно практически не упоминается, хотя на надгробии Щапова и выбита удивительная фраза: "Родина - писателю"...
Так вот, писатели в ореоле "Сияния" у нас с первого праздника представлены широко, духовных лиц соответственно тоже немало, а вот историки до сих пор кок-то оставались в стороне, хотя, если уж говорить конкретно, и русская духовнлсть, и русская культура есть неотъемлемые составляющие истории России. То есть закономерно, хотя и с опозданием (история ведь следует за событиями, но не создает их!), иркутские историки примкнули к духовно-культурному движению.
Правда, трудно сказать, что их ждали с распростертыми объятиями. Войти в уже сложившуюся схему всегда нелегко. Однако, благодаря настойчивости и вдохновленности Александра Станиславовича Маджарова, доктора исторических наук, профессора Иркутского госуниверситета, то, во что никто не верил еще два года назад, свершилось - Щаповские чтения состоялись, и именно в рамках духовности и культуры.
Если кто-то сегодня посчитает эти чтения научной надстройкой над постоенным уже зданием, Бога ради. Только, уверяю вас, пройдет немного времени и элементы констукции поменяются местами. История займет принадлежащее ей базовое место. И именно история в интерпретации Афанасия Щапова и его последователей. Потому что и духоность, и культура - суть дыхание народное - наиболее приближены к его местной, областной жизни. А наш великий земляк утверждал в истрии именно народное начало, ставя историю народа впереди истории князей и императоров. Ах, не потому ли и пыталась предать Щапова забвению офицально-официозная наука!
Да, произведений Щапова не найдешь на книжных полках рядом с широко издавшимися трудами Карамзина, Соловьева и Ключевского, более удобными и угодными власть имущим.
Последнее издание произведений Щапова, творившего во второй половине XIX века, увидело свет в 30-х годах XX века. К тому же времени относятся и недолго просуществовашие - первые - Щаповские чтения.
Прошло 70 лет. Кому и почему сегодня именно в Иркутске потребовалось ворошить пепел прошлого? Тому, кто сумел разглядеть под пеплом живой огонь истории, которому пришло время разгореться в наши смутнве, лишенные исторической определенности годы.
А.С. Маджаров шел к Первым (снова к первым!) Щаповским чтениям в Иркутскке несколько лет, осознав, что тема его историографического исследования имеет, так сказать, прикладное значение, ибо вопрос о том, как обустроить Россию, не решен и спустя 10 лет после крутого исторического перелома в жизни страны. А. Щапов, ставя вопрос о том, что история России - это прежде всего история народа, напрямую призывал к тому, чтобы именно чаяния народа в его областных (местных) проявлениях становилась основой судьбоносных государственных решений.
Впрочем, сделать такое заявление можно и без той серьезной теоритической разработкт вопроса, которую провел наш выдающийся земляк, но будет ли оно столь весомым, чтобы пережить века под именем заявителя?
Напомню, что А. П. Щапов родился в 1831 году (Первые Щаповские чтения отметили 170-летие со дня его рождения, 125-летие со дня смерти и 150-летие первой научной публикации) в "далекой за-ленской деревушке" Анга, учился в духовной семинарии Иркутска. В возрасте 21 года поступил в Казанскую духовную академию, где в дальнейшем, а также в Казанском университете, преподавал русскую историю.
Видимо, Щапова, сильно тянуло на родину, к "старым родителям: отцу - 65-летнему пономарю, матери - крестьянке родом, 67-летней старухе, 4-м бедным сестрам", во всяком случае, в письме императору Александру II он высказал инициативу открытия сибирского университета, основателем которого ученый и мог бы стать.
К сжалению, эта идея не получила воплощения при жизни Щапова. Но в Иркутск он все-таки вернулся, где, по сути в ссылке, провел последние 12 лет своей жизни в бедности и забвении.
Из письма А.П. Щапова Александру II 16 мая 1861 г.
Просвещение, по естественному праву, должно быть неотъемлемым достоянием каждого человека в обществе, как и ум - нотъемлемая принадлежность каждого человека. Училища должны быть также в каждом селе, как и церкви и хлебные магазины и мирские избы. А у нас прсвещение и училища составляют какую-то кастальную монополию городских корпораций, самых малочисленных привилегированных сословных каст. Огромное большинство народа доселе лишено было не толко средств, но большею частью даже и самих прав на просвещение. Из 70 миллионов жителей России, умеющих читать едва ли наберется больше 4 миллионов. Просвещение преимущественно сосредоточено в городах. Но и в городах, в 5-ти с половиной миллионов жителей, гораздо больше половины еще не знают грамоту; а в селах и миллиона, кажется не насчитается грамотных. Между тем, сколько дарований, чувствующих все благо просвещения, гибнет в глуши сел и деревень, особенно в отдаленных провинцмях. В Сибири я встречал между крестьянскими парнями и девицами, в глуши залесных деревень, замечательные примеры даровитости. И по собственному опыту и по наблюдению других знаю, что дети крестьян и вообще рабочего класса, если попадали в училище, то по большей части оказывались полновеснее головой и дальнее по занятиям многих папеньких и маменьких сынков.
Интересно, что Первые Щаповские чтения в Иркутске были проведены силами и стараниями, в основном, выпускников ИГУ, известной в городе профессурой.
Профессор В.Н. Казарин, напомнив слова М.В. Ломоносова, сделал вывод: "Щапов доказал это. Выходец из простой семьи, из далекой сибирской деревни вторгся в научную элиту и по-новому взглянул на историю".
На вторичном открытии мемориальной доски (предыдущая памятная реликвия, увы, была утеряна при ремонте) на здании бывшей духовной семинарии, где ныне расположился профессиональный лицей №46, А.С. Маджаров выразил надежду, что заниматься изучением русской исторической мысли мы будем не от юбилея к юбилею, а постоянно: "Иркутску нужен центр изучения творчества русских историков, прежде всего Щапова. Только тогда мы сможем сказать, что выполнили свой долг перед человеком, любящим свою Родину". А ученики лицея №2 выразили готовность "опираясь на память о свточах нашей науки, нести просвещение дальше!" Отрадная преемственность.
Мысль о том, что будущность духовности и культуры начинается от нынешней работы с детьми, не нова. И особенно важным представляется участие в щаповских мероприятиях, органично вписавшихся в программу "Сияние России", наряду с учеными, аспирантами и студентами, школьников, которые были не только слушателями, но и докладчиками, авторами работ, опубликованных в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной этому событию.
Успех Щаповских чтений подтвердил необходимость ежегодного участия историков в Днях духовности и культуры.
Время летит быстро, и поскольку подготовка к следующему празднику начинается сразу после завершения предыдущего, мы попросили А.С. Маджарова рассказать о том, какими оттенками заиграет исторический луч в "Сиянии-2002".
- Александр Станиславович, что вообще история, как наука, может сделать для возрождения или утверждения духовных, культурных ценностей? Ее ли это сфера?
- Мы не знаем, что ждет нас впереди. Но возрождение всегда возникает в новом прочтении старых ценностей. Для нас важно понять: каких? Прошлое - это тысячи лет. К какому наследству обращаться, к каким традициям? Конкретно. Если за какими-то чуждыми ценностями побежим, мы потеряем себя, но их не найдм. Они формировались в другом контексте. А мы в своемю...
Вот масляничная неделя была. Все ударились в языческие обряды. Я не говорю, плохо это или хорошо, я говорю без оценок. Просто - есть этот пласт культуры, и мы к нему обращаемся. Москва, там, пропагандирует блины, чтобы на блины иностранцы ехали - туристический бум зимой делает. Пытаемся включить этот пласт в современный контекст.
Другой пласт - христианство. Здесь можно говорить прежде всего освятых. О святых людях святой Руси. Святых не может быть много. Их еденицы. Но их структура души никогда никуда не исчезала, она была и в нигилистах, и в большевиках... Она осталась, она есть. Это и герои войны и прочее, прочее. В них соль земли. Меняется офицальный статус, но структура души остается. И нужно понимать, что это - наследие.
Потом - Перовская Русь. Это попытка внедрить западные начала. Нам это необходимо. Мы никогда не стояли на месте. Все время переломы. Но страна огромная, и мы ни один перелом не переварили до конца. Архисовременность и архипатриархальность вместе - это наша особенность. Вот например. На первых щаповских чтениях мы ездили в Ангу. Только за Иркутск выехали, что меня поразило: огромные равнины, приземистые деревушки. Ну, шоссе и электричество. Быт-то тот же.
Ну и советская эпоха. Комсомол, партия... И кто-то сегодня говорит: давайте вспомним о комсомоле. Тоже наследие...
- К какому обратиться, где искать палочку-выручалочку, на что опереться?
Ответ прост:нужно обращаться к классике. Это то, прикоснулось к вечности. То, что уже формировало нас на уровне ментальности и продолжает формировать. Ответы на глубокие вопросы и позволяют держать душу в нравственных рамках. Читаешь, чувсивуешь какую-то гармонию с собой.
Поэтому в сфере культуры журналистика должна постоянно вспоминать, пропагандировать, отмечать ценности прошлого. Аппелировать к вечным ценностям - через людей. Поучительный пример: если у нас могилы заброшены, попробуй объясни какой-нибудь девочке, что рошлое ценно. Она скажет: а где они? Нет ничего, мы ничего не помним. А та же валютная проституция поманит ее "ценностями" совсем другого рода.
Культура в России - сложная сфера. Страна очень разная, потому и расколота. Взять деревню какую-нибудь и город, особенно столицы. С одной стороны, уже хакеры мощные появились, с другой, черт знает что делается. И так было всегда. Была РОссия разная и будет разная. И что нас объединяет? Общие культурные ценности. Мы должны обустраивать, формировать духовное пространство. Скажем, мы сделали выставку по Щапову в гимназии. Есть уголок, куда кто-то заходит. Значит, в мозгах у людей происходит хоть маленький перелом.
- Щапов - это тоже классика?
- Классика в сфере историографии. Потому его и воспринимают, как современника, причем, в разные времена.
Нужно сказать, что историков российского масштаба в областных городах очень мало, еденицы. Поэтому Щапова никогда не забывали. Самые видные историки, которые жили и работали в Иркутске, обязательно о нем писали: Козьмин, Кудрявцев, Гудошников... Все говорили о нем как о выдающейся личности, отмечали глубину его идей. Через призму этих дней мы должны смотреть и на сегодняшнюю жизнь, на пути спасения души.
Нам это и для самоуважения надо. Иначе с нами точно так же оюойдутся. Только нам уже памятников не поставят, народ не сбросится. Вообще забудут.
- Тему вторых Щаповских чтений, которые состоятся в октябре, вы назвали "Человек и природа в истории России (XVII-XXI вв.)". Насколько эта тема щаповская?
- Темы чтений будут разные, но все - в его духовном пространстве. Как любой классик, он позволяет нам структурировать нашу душу сегодня.
Он был человеком, который Россию видел каким-то масштабным зрением - сверху, сразу. И выдвинул две главные идеи. Первая - федералистская: естественное течение жизни, освоение огромных территорий, и каждая со своими нюансами саморазвития, самоуправления. Вторая - из двух доктрин: физико-антропологическая. Он попытался написать историю страны с той точки зрения, что, да, государство это важно, но самое главное в России - огромные территории и человек лицом к лицу с природой.
Он показал, как развивалась земледельческая колонизация, где что могло расти, сколько чего производилось, как это сказывалось на производительности, на типах и формах поселений, на болезнях, на психологии человека, на психофизике... То есть как природа на человека влияла, как человек ее преобразовывал. Это очень широкая разноплановая проблематика.
Щапов уже тогда высказал архисовременную идею: в освоении природы нужно иметь определенный план, иначе природа нанесет ответный удар...
- История у нас, как бы это помягче выразиться, в основном еще не выпорхнула из советского "кокона". Насколько готовы к работе в духовно-философском пространстве Щапова предполагаемые участники этих чтений?
- Естественно, не все готовы к такой работе. Но ведь процесс только начинается, и сама работа будет действовать на участников развивающе. Выход на более серьезную проблематику требует времени. Конечно, хочется выпрыгнуть из шкуры, сделать какой-то скачок. Но реальность такова. Поэтому необходим серьезный отбор, потом отбор станет еще лучше, стркутура более проявлена. Люди есть, их нужно собирать. По капельке, по капельке идея проникает в сферу реальной науки. Меня в гимназии просят выступать, в музее, веду работу с учителями.
От учителя очень много зависит, чтобы кого-то ввести в этот мир. Дети уже ориентируются, уже что-то слышали, готовятся к новым чтениям. А это же люди, которые скоро будут формировать микроклимат в науке...
- И все-таки дело идет очень медленно и далеко не все понимают вашу задачу?
- Наша задача заключается в том, чтобы мы ввели Щапова в культуру, доступ открыли. Поэтому приходится напрягаться, столько много говорить. Но результаты уже есть. Ссылки на изданные мной книги Щапова появились не только в столицах, но и за границей. Вот в книге "История России" А.П. Щапова и история России: Первые Щаповские чтения" семь из десяти документов - подлинники его рукописей - напечатаны впервые, и они же сейчас начинают работать. То есть люди будут читать и думать над ними, анализировать. Мы запустили очень серьезный процесс.

"Культура: вести. проблемы. судьбы.", март 2002 г.



Помянем добрым словом.

Сияние России
"Сияние России" - это всегда обращение к духовным историческим началам сибирской культуры. Потому органично вышли в программу фестиваля и музейные выставки к 150-летию ВСОРГО (Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества), и научная конференция с презентацией книги профессора А. Маджарова "Избранное А.П. Щапова", и такое событие, как открытие мемориальной доски на здании профессионального лицея №46 (бывшей духовной семинарии), посвященной видному ученому, основателю экономического народничества, историку Афанасию Прокопьевичу Щапову.
На митинг собрались учащиеся лицея, дудущие операторы ЭВМ, студенты и преподаватели исторического факультета Иркутского государственного университета.
Открыл митинг зам. мэра города М. Кащеев, выступили исследователь жизни и творчества А. Щапова Алекстандр Маджаров, профессор Александр Дулов, председатель администрации лицея №46. Для учебного заведения установка памятной доски (повторной, после ремонта) явилась прелюдией к декабрьскому юбилею - исполняется 155 лет постройки здания духовной семинарии.
После митинга его участники посетили могилу А. Щапова на высоком откосе над Ушаковкой. "Родина - писателю" - высечено на каменном кресте. Памятник установлен на средства горожан через 10 лет после смерти Щапова. При этом юльшую долю средств составили деньги городского головы П. Сукачева.
3 октября исполнилось 170 лет со дня рождения нашего именитого земляка.

Любовь Петрова,
"Восточно-Сибирская правда" №195 (24079), четверг, 11 октября 2001 г.



История России - истоия народа.

В программе Дней духовности и культуры "Сияние России" в Иркутске появилось во всех смыслах историческое дополнение, которое называется в соответствии с русской традицией - "чтениями". На этот раз - "Щаповские чтения".
Наш земляк А.П. Щапов был выдающимся историком, рассматривавшим и русскую духовность, и русскую культуру, выраженные в народной жизни, как неотъемлемые составляющие истории России. То есть закономерно, что ирктские историки примкнули к духовно-культурному движению, благодаря настойчивости и вдохновленности А.С. Маджарова, доктора исторических наук, профессора Иркутского государственного университета.
А.С. Маджаров шел к первым "Щаповским чтениям" в Иркутске несколько лет, осознав, что тема его историографического исследования имеет, так сказать, прикладное значение, ибо вопрос о том, как обустроить Россию, не решен и спустя 10 лет после крутого исторического перелома в жизни страны. А. Щапов, ставя вопрос о том, что история России - это преждее всего история народа, напрямую призывал к тому, чтобы именно чаяния народа в его областных (местных) проявлениях становилась основой судьбоносных государственных решений.
Напомню, что А.П. Щапов родился в 1831 году (первые "Щаповские чтения" отметили 170-летие со дня его рождения, 125-летие со дня смерти и 150-летие первой научной публикации) в "далекой заленской деревушке" Анга, учился в духовной семинарии Иркутска. В возрасте 21 года он поступил в Казанскую духовную академию, где в дальнейшем, а также в Казанском университете, преподавал русскую историю. Но малую свою родину не забывал.
"Для Восточной Сибири чрезвычайно нужен университет в Иркутске, и по отдаленности от русских университетов, и попричине весьма сильного стремления к просвещению бурят", - писал он императору Александру II.
К сожалению, эта идея не получила воплощения при жизни Щапова. В Иркутск же его вернула опала царя, поэтому последние 12 лет своей жизни на родине он провел в бедности и забвении.
Но времена смыкаются по своему: первые "Щаповские чтения" были проведены силами и стараниями, в основном, выпускников Иркутского государственного университета, известной в городе профессурой.
А начался исторический праздник с повторного открытия мемориальной доски на здании бывшей духовной семинарии, где ныне расположился профессиональный лицей №46, поскольку предыдущая памятная реликвия была утеряна при ремонте.
О значении А.П. Щапова для Иркутска, для отечественной истории сказал на открытии мемориальной доски зам. мэра М.Е. Кощеев: "Мы обращаемся к его трудам, ориентируемся на них для того, чтобы осознать настоящее, точнее ориентироваться в сегодняшнем дне".
Участники Всероссийской научно-практической конференции (таков официальный статус "Щаповских чтений") посетили могилу своего знаменитого земляка, за которой уже несколько лет ухаживают учащиеся, расположенной неподалеку школы №73, ведущие активную краеведческую работу. Ее директор Д.А. Шикуев выступил инициатором того, чтобы за школами были закреплены исторические места в городе. Он и сказал у памятника замечательные слова, отражая настрой всех собравшихся: "Сделаем все, чтобы имя нашего земляка знали не только в городе, области, но и в России". А профессор Маджаров подвел под эту стратегическую задачу конкретную базу: "Заниматься изучением исторической мысли не от юбилея к юбилею, а постоянно. Для этого в Иркутске нужно создать центр изучения творчества русских историков имени А.П. Щапова. Только тогда мы сможем сказать, что выполнили свой долг перед этим человеком, самозбвенно любившим свою Родину".
Ну а сама конференция проходила на уже привычной для "щаповцев" базе - в гимназии №2, директор которой Николай Николаевич Абаринов заслуженно стал вторым "героем дня". Он же приютил в библиотеке экспозицию документов, которая стала началом будущего музея А.П. Щапова. "Когда-то мы привозили сюда показать подлинные документы, - сказал сотрудник государственного архива Иркутской области Евгений Борисович Шободоев. - Теперь нашли возможность сделать цветные ксерокопии. И я прошу вас читать не подписи, а сами документы...".
Для историков, конечно, такой призыв излишен. Ведь именно изучение документов минувшего времени позволило участникам конференции сделать интересные сообщения на последовавшем затем заседании. Среди выступающих были и мастистые ученые, и аспиранты ведущих иркутских вузов, и студенты, и даже школьники, составившие к тому же и значительную часть аудитории. Материалы этой конференциии изданы отдельной книгой в серии "История исторической мысли" при поддержке администрации Иркутской области, администрации г. Иркутска и Иркутского госуниверситета. Кроме того, что сами научные работы очень интересны, стоит отметить уникальные приложения, где впервые воспроизводятся автографы произведений А.П. Щапова; их читаешь как живой документ - послание из позапрошлого века сегодняшнему читателю.
О будущем "Щаповских чтений" можно судить из выступлений присутствующих.
C.Н. Ступин, зам. председателя комитета по культуре Иркутской области: "Благодаря энергии А.С. Маджарова, участию многих людей, которых он привлек, чтения вышли за рамки школьные, городские - в фестиваль "Сияние России". Они станут составной частью "Сияния России" ежегодно".
А.Г. Генералов, проректор по науке ИГУ: "Молодежь заинтересовалась историей нашей страны... Важно, чтобы исследования не прерывались".
В заключение конференции В.В. Барышников, заместитель председателя управления культуры администрации г. Иркутска вручил благодарственные письма Н.Н. Абаринову, Е.Б. Шободоеву и А.С. Маджарову и также выразил надежду на то, что "Щаповские чтения" станут традиционной составляющей "Сияния России".
Хотелось бы еще рассказать о представленной во время чтений книге избранных работ А.П. Щапова (составитель А.С. Маджаров), вышедшей при финансовой поддержке администрации г. Иркутска и открывшей серию "История исторической мысли", но это столь серьезное издание, что требует отдельного разговора.

Сергей Корбут

новости | чтения | биография | библиография | теории | фотографии | музей | гостевая книга | пресса | проверь себя | e-mail
© 2002 А.С. Маджаров, Л.А. Лысянская
Hosted by uCoz