Новости
Щаповские чтения
Биография
Библиография
Теории А.П. Щапова
Фотографии
Музей
Гостевая книга
Пресса
Проверь себя


Опыт отечественной истории, особенно прошедшая проверку временем классика, взгляд на прошлое сквозь призму "человека в истории", "истории в человеке", способны открыть глубину, смысл, нравственный вектор событий текущего дня. Внимательно присмотревшись к историческим корням, метаморфозам истории и культуры, которые предопределили наши положение, состояние и ощущения в историческом пространстве города, губернии, мы будем основательнее готовы сегодня отличить случайное от коренного, не допустить разрыва времен, вернее сможем не потерять себя. Для сохранения в обществе базовых ценностей мало пожеланий, необходима инфраструктура культуры, соответствующая остроте ситуации, особенно музеи, (коих всегда недостаточно), способные показать и рассказать правду о том, как все было на самом деле, сохранить для потомства атмосферу ушедшего времени. Прежде всего это касается детской аудитории, которая принимает "наследство", а детям лучше один раз увидеть, (подлинные документы ушедших веков., книги, изданные столетия назад, вещи) прикоснуться к жизни, судьбе, которая может быть поучительна), чем сто раз услышать.
В переходные времена отечественной истории в народе всегда находятся люди незаурядные, самоотверженные, способные подняться над обыденностью и прикоснуть- ся к вечности, духовно очень высокого полета. Такие встречаются среди святых, воинов, общественных деятелей, ученых.
Личностью этого типа был наш земляк Афанасий Прокопьевич Щапов.
В 2001 году исполняется 170 лет со дня рождения и 125 лет со дня его смерти (3(15).Х. 1831 - 25.П. (8.Ш). 1876). Имя выдающегося ученого- историка, классика русской историографии, публициста, этнографа и общественного деятеля, прочно вошло в университетские учебники по истории России и по истории отечественной исторической мысли (историографии).
Он родился в Анге Иркутской губернии, учился в бурсе и духовной семинарии в Иркутске (1839-1852), в Казанской духовной академии, а затем преподавал русскую историю в Казанской духовной академии и Казанском университете (1852-1861).
После известной речи на панихиде по крестьянам, расстрелянным в Бездне (1861), ( текст выступления распространялся по России; Герцен оценил его как мужественный всенародный протест) А.П.Щапов был отлучен от преподавания, вызван в Петербург и провел там несколько лет (1861 - 1864 ), а в 1864 году препровожден в Сибирь.
На родине, в Иркутске, в положении "не выездного" в центральные города России прошли последние годы его жизни (1864-1876), здесь он умер 25 февраля 1876 года в бедности и забвении.
А.П.Щапов был похоронен в Иркутске на Знаменской горе ( Знаменское кладбище) в предместье Марата, а спустя 10 лет, 19 августа 1886 г. на его могиле поставили памятник, сооруженный на добровольные пожертвования горожан, при непосредственном участии городского головы В.П.Сукачева - один из самых видных памятников, дошедший до нас из Х1Х в.
Его имя, труды, пламенная речь в защиту крестьян в Бездне были хорошо известны в России Х1Х века. Судьба и творческое наследие ученого (опубликовано три солидных тома по 600 - 800 страниц каждый, две книги обычного формата и среднего объема ( 100 и 300 стр.), отдельные работы, что составляет лишь выявленную часть его трудов), привлекали внимание исследователей и общественности в ХХ в.
А.П.Щапова высоко ценили виднейшие историки и общественные деятели России С.М.Соловьев, К.Н.Бестужев-Рюмин, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен, В.О.Ключевский, Г.В.Плеханов, М.Н.Покровский, М.В.Нечкина, известные сибирские историки М.А.Гудошников, Ф.А.Кудрявцев, литературовед и историк М.К.Азадовский и др.
С момента выхода в свет первой крупной монографии ученого (1859), которая принесла ему всероссийскую известность, и вплоть до наших дней интерес к личности и творчеству А.П.Щапова не иссякал.
Правда после его кончины, отсутствие точных знаний о дне рождения и дне смерти (!) историка не раз ставило почитателей А.П.Щапова в тупик. (См.: Маджаров А. Когда родился и умер А.П.Щапов ? // Земля Иркутская, N 12 , 2000).
В 60-е годы Х1Х в. возникла библиография, посвященная ученому и общественному деятелю, постоянно развивающаяся, ныне насчитывающая многие десятки статей и книг.
А.П.Щапов был одним из очень узкого круга историков России Х1Х в. и единственным, не считая Н.А.Полевого сибиряком, сумевшим выйти в своем творчестве за рамки отдельных вопросов отечественной истории.
Историк философского склада ума, он смотрел на Россию, ее прошлое, настоящее и будущее как единое целое, создал концепцию истории России, оригинальную историко-социологическую схему, влияние которой испытали многие историки, публицисты, общественные деятели России, в том числе либерально и демократически настроенные сибирские публицисты.
Он дал новую периодизацию истории страны, раскрыл процесс формирования "областного" начала, значение федерализма в России, тесно связывал федерализм с демократией. А.П.Щапов интерпретировал русскую историю как народную колонизацию страны - процесс формирования областей (и федерации областей) - относительно автономных, отличающихся географическими , этнографическими, экономическими, лингвистическими и другими особенностями территорий. Опираясь на опыт истории, он доказывал, что государство, построенное без учета этих особенностей, основанное только на централизме, не может быть устойчивым, чревато смутой.
Сибиряк задолго до современного экологического кризиса сумел понять пагубность потребительского отношения к природе, предостерегал современников и потомков от продолжения бездумного ее "покорения ". Он видел, что хищническое отношение к окружающей среде в России уже в ХУП в. приводило к истощению естественных основ "народной экономии".
А.П.Щапов впервые объяснил причины возникновения и развития крупнейшего в истории России раскола общества - религиозного раскола русской православной церкви (ХУП в.), опираясь не только на известные доводы схоластики, показал наличие в расколе глубоких социальных корней, вписав явление в широкий исторический контекст. Его работы по истории русской православной церкви, старообрядчества вошли в историографию, стали крупной вехой в осмыслении этого явления, не потеряли своего научного значения до сих пор.
Препровожденный из Петербурга в Иркутск в 1864 году, историк внес заметный вклад в научную деятельность Сибирского отдела географического общества - изучение истории народа с естественнонаучной точки зрения . Его исследования этого времени получили высокую оценку современников - ученых Х1Х в. и потомков, в том числе в наши дни.
Выходец из Анги на Лене был едва ли не первым, кто не только глубоко осознал необходимость открытия сибирского университета именно в Иркутске, но и предпринял практические шаги в этой области, ибо еще 16 мая 1861 года писал Александру П "о крайней необходимости университета в Иркутске".
А.П.Щапов стоял у истоков современных краеведческих исследований, изучения истории, экономики, этнографии российской провинции вообще, Сибири и Иркутской губернии, в особенности. Он оставил обширную программу краеведческих исследований, многое сделал для ее реализации, но выполнению программы помешала ранняя, на 46-м году жизни смерть.
На родине в Сибири, в Иркутске в настоящее время о А.П. Щапове в сущности забыли, а ведь он и сегодня продолжает жить в научной литературе ( См. : Дедков И. Две судьбы. Последняя статья критика. // Литературная газета.-1995, 5 июля, N 27, С.6 ; Старообрядчество в России (ХУП - ХХ вв.) М., 1999, С.44 ; Беляев И.Д. История русского законодательства . Санкт-Петербург, С. 627 -630. И др.) О нем не знает и не может узнать подрастающее поколение, ибо ничего не сделано для увековеченья его памяти. Горожане лишены возможности окунуться в духовную атмосферу ушедшей эпохи, быт Иркутска, Петербурга, Казани Х1Х в., ознакомиться с весьма поучительной биографией ученого, прикоснуться к подлинным рукописям, изданным при жизни ученого книгам и тем более понять смысл его актуальной историко-социологической концепции, ибо сделать это без музейной экспозиции и квалифицированных комментариев специалистов невозможно!
Со времени выхода в свет собрания сочинений - 1906-1908 гг.,не переиздавались его наиболее значительные труды! Многие сочинения историка так и не увидели свет, но их поиск не ведется! Не проводятся научные чтения имени А.П.Щапова - одного из классиков русской исторической мысли и самого значительного историка из числа уроженцев Сибири!
Приближается 125 лет со дня смерти А.П.Щапова и 170 лет со дня его рождения.
При соответствующей поддержке можно было начать подготовку создания дома - музея А.П.Щапова в Иркутске - центра изучения отечественной, особенно сибирской исторической мысли, краеведческих исследований, (ибо без науки, постоянного движения мысли и следовательно обновления экспозиции - музей мертв), подготовку к изданию актуальных работ А.П.Щапова , современных исследований о его жизни, деятельности, творчестве, подготовку Щаповских чтений.
Создание муниципального музея А.П.Щапова позволило бы приступить к ежедневной, уже независимой от праздничных дат, работе по изучению и пропаганде исторического наследия нашего земляка, пропаганде наследия классиков русской исторической мысли, изучения истории г. Иркутска, края.
Музей А.П.Щапова - масштабное понятие, подразумевающее широкий взгляд на личность, человека. Объектом исследования и пропаганды будет являться - духовное пространство А.П.Щапова - история России ХУП - Х1Х вв. , история отечественной и зарубежной исторической мысли ХУП-Х1Х вв., особенности его личной биографии, теснейшим образом связанные с Иркутском, история улиц и домов, в которых он жил, история учреждений (бурса, семинария), в которых он учился, история географического общества, активным деятелем и руководителем которого он являлся, история людей, с которыми он встречался, истории кладбища (Знаменского), на котором он похоронен, история памятника на его могиле, история высшего и "среднего" образования в Сибири, о котором он много писал, история талантливых детей - самородков, которыми он интересовался и др.
А.П.Щапов - общественный деятель российского масштаба. Он связывает наш город, регион с Россией, с эмиграцией. Он учился в Казанской духовной академии, преподавал в ней и Казанском университете, (был первым историком, публично на лекции выступившим не с осуждением декабристов, а со своей демократической концепцией движения), жил в Петербурге, встречался с выдающимися людьми эпохи, издавался в наиболее известных журналах того времени, был одним из виднейших ученых -историков России Х1Х в. - все это нуждается в специальном исследовании и представлении в музейной экспозиции.
Наши предшественники и учителя, известные ученые Н.Н.Козьмин, М.К.Азадовский, М.А.Гудошников, М.В.Научитель,Ф.А.Кудрявцев и многие другие неоднократно писали о А.П.Щапове, хорошо понимали масштаб его личности. В 1931 году, в год столетия со дня рождения историка , на конференции посвященной его юбилею, историки М.А.Гудошников и Ф.А.Кудрявцев впервые поставили вопрос о необходимости создания в Иркутске музея А.П.Щапова. Но их замысел не был осуществлен, в частности и потому, что на пути этой идеи не встретился новый В.П.Сукачев - не в те , не в последующие годы музей не был создан.

А.С.Маджаров o необходимости музея А.П.Щапова в Иркутске.

новости | чтения | биография | библиография | теории | фотографии | музей | гостевая книга | пресса | проверь себя | e-mail
© 2002 А.С. Маджаров, Л.А. Лысянская
Hosted by uCoz